Зашел в интернет поработать, отвлекся на один кричащий заголовок, затем на другой, и в результате забыл, зачем заходил. Бывает? У меня – часто. Причем дезориентация сопряжена не только с ухудшением памяти, но и с неспособностью сконцентрироваться на чтении длинных текстов.
Это одна из ловушек эпохи интернет под названием клиповое мышление. Произошла малозаметная перестройка системы переработки информации. Линейное восприятие заменено мозаичным. Мы быстро пропускаем через себя массу ненужных сведений, мозг трудится для их оценки и отсеивания, и на вникание в суть вещей, логику и взаимосвязь, а также проверку фактов у него остается все меньше сил. И на контроль своего поведения «в виртуале» – тоже, что очень выгодно определенным группам людей, задействованных, в рекламном бизнесе или других видах информационного воздействия.
Не понимая опасностей клипового мышления и не противодействуя ему, мы сами роем себе яму. Как минимум, карьерную. Ведь от способности продуктивно читать, вычленять суть, понимать взаимосвязи, прогнозировать и принимать решения зависит успех студента, ученого, менеджера (список можно продолжить).
Не хотите оказаться в положении аутсайдера – учитесь продуктивно управлять личным информационным потоком путем подписок только на то, что вам действительно полезно. Четко ставьте цели и фильтруй время своего пребывания в сети. А также бейте себя по рукам всякий раз, когда ваш внутренний чертик будет манить вас забавным заголовком, картинкой или роликом.