Чуть не вляпался недавно. Зашел со знакомым в магазин, а он был подвыпившим и попытался утянуть жвачку. Просто в карман положил. Хорошо, я заметил и надавал ему моральных тумаков, заставил заплатить. А то охрана нас уже пасла, долго на выходе чек сверяла.
Из-за этого приключения решил узнать принципиальные отличия вора от клептомана. Последние если и воруют, могут отмазаться от тюремного наказания в пользу лечения, если докажут, что они больны. Ведь при патологических тягах к кражам ставят F63.2 (диагноз по МКБ).
Оказывается, больным все равно, что воровать. Они часто не бедны, могут себе позволить купить. Вору предмет нужен для наживы, а клептоману необходим не предмет, а поступок. Они берут не ради выгоды, часто - ненужное. Причем если вор готовится украсть, то у клептомана воровство возникает как следствие спонтанного плохо контролируемого импульса.
А вот по поводу того, почему возникает это отклонение, нет четких ответов. Кто-то пишет, что в основе лежит нейромедиаторный сбой, кто-то валит вину на травму головы. Асоциальная семья, стрессы, расстройства сексуальной сферы ходят с клептоманией под руку. Говорят, что удовольствие от кражи, похожее на ловлю наркоманами кайфа, бывает сопряжено с половым возбуждением. Но потом наступает отходняк, смешанное чувство вины и желание снова поймать кайф. Клептоману тяжело признаться в болезни, если поймали, бывает проще отсидеть. Психиатрическую экспертизу для них назначают редко, только если есть поводы предполагать отклонения.